ТО ГАЗОВЫХ БАЛЛОНОВ

Многие пользователи ГБО знают о том, что баллоны, установленные в их автомобилях, нужно освидетельствовать каждые два или три года. Но многие не знают, что это такое и думают, что это всего лишь формальность. А зря, ведь испытанный баллон залог безопасности при использовании ГБО. В этой статье я постараюсь рассказать о том, как происходит опрессовка баллонов и для чего она нужна.

Важно: На рынке есть «специалисты», которые не всегда добросовестно проводят аттестацию баллонов, даже не имея разрешения на этот вид работ, а значит  подвергают риску своих  заказчиков. Как правило, услуга  у них дешевле, а качество сомнительное, поэтому перед тем как освидетельствовать свой баллон убедитесь, что фирма надежная и проверенная.

Целью проведения освидетельствования (ТО) баллонов является контроль технического состояния баллонов и определение возможности их дальнейшей безопасной эксплуатации.

Баллоны должны быть направлены для технического освидетельствования (ТО), если они имеют:

  • истекший срок освидетельствования,
  • нарушенную герметичность соединения,
  • нарушенную герметичность сварных швов,
  • нарушенную герметичность соединения запорно-предоханительной арматуры с фланцем баллона,
  • неудовлетворительную окраску наружной поверхности (наличие коррозии и нарушение лакокрасочного покрытия более 10% от общей поверхности).

Техосвидетельствование (ТО) газового баллона должно проводиться один раз в 2 или 3 года. Дата проведения следующего освидетельствования баллона до 100 литров должна быть выбита на паспортной табличке, для баллонов объемом свыше 100 литров — указана в паспорте на баллон.

Срок службы баллонов зависит от результатов проведения технического освидетельствования, но не должен быть больше расчетного срока службы, установленного нормативным документом на их изготовление, указанного в паспорте на баллон или инструкции по эксплуатации баллона.

По результатам освидетельствования баллон может быть признан годным для дальнейшей эксплуатации, направлен в ремонт или выбракован.

Теперь кратко расскажем о том, как производится освидетельствование баллонов, опишем основные этапы.

1) Подготовка баллонов.

В первую очередь, баллоны принимаются без газа. Поверхность баллонов, поступивших для освидетельствования, очищается от грязи, моется водой. Затем баллоны освобождаются от не испарившихся остатков газа, производится демонтаж блока арматуры и дегазация баллона паром или инертным газом под давлением не менее 0,04 МПа. Затем баллон проверяется на отсутствие в нем газа с помощью газоанализатора. Внутренняя поверхность баллонов очищается при наличии от грязи, продуктов коррозии, жирных и масляных пятен, моется водой.

2) Осмотр наружной и внутренней поверхности баллонов.

Осмотр поверхностей баллонов проводят с целью выявления дефектов, снижающих прочность баллонов. Таких как:

  • сколы,
  • трещины,
  • ржавчина,
  • потертости.

Осмотру подвергается 100% внутренней и наружной поверхности, сварных швов, сливной горловины и фланца. Баллон, на поверхности которого выявлены трещины, коррозионные повреждения, риски и другие повреждения глубиной 10% от номинальной толщины стенки, должен быть выбракован. Если в сварных швах баллона обнаружены трещины — баллон должен быть выбракован. Если на баллоне есть вмятины или другие деформации корпуса, он должен быть выбракован.

3) Гидравлические испытания

Гидравлические испытания проводят на стенде или за специальным ограждением с целью проверки прочности и плотности баллона. Баллон наполняется водой комнатной температуры (чтобы не образовывался конденсат на стенках баллона). Баллон нагружается водой под давлением   2,5-3,0 МПа и выдерживается под этим давлением 5 минут (если в паспорте на баллон не указано другое время). Затем, давление снижают до рабочего (1,6 МПа) и производят осмотр поверхности баллона и сварных швов. Если на баллоне обнаруживаются деформации корпуса, течи, трещины, «слезки» или потение, такой баллон должен быть выбракован. После проведения гидравлических испытаний внутренняя поверхность баллона должна быть высушена.

4) Пневматические испытания

Пневматическое испытание баллона проводится в сборе с блоком запорной арматуры (мультиклапаном) с целью проверки герметичности. Баллон заполняется воздухом до рабочего давления 1,6 МПа. Время выдержки баллона под рабочим давлением должно быть указано в паспорте на баллон. Если время не указано, баллон выдерживается в течение 2 минут. Появление воздушных пузырьков на поверхности не допускается.

После всех испытаний на паспортной табличке баллона ставится клеймо организации, проводившей освидетельствования и в той же строке выбивается дата текущего и следующего освидетельствования. Затем баллон при необходимости окрашивается, сушится. На боковую поверхность баллона наносится надпись «ОГНЕОПАСНО». Клиенту выдается «Акт об освидетельствовании баллона».

Вот так производится освидетельствование автомобильных газовых баллонов для сжиженных углеводородных газов (СУГ). Относиться к этому нужно серьезно, это не формальность, ведь от этого зависит ваша безопасность и безопасность других людей.


daae44cs-960